Уходящий год был непростым для Уолл-стрит. Индекс S&P упал на 19,35% (рост в 2021 г. — 29,47% ). Dow Jones – на 7,74% (рост — 20,11%), Nasdaq Composite – на 34% (рост — 24,99%) и Russell 2000 – 22,3% (рост — 16,22%). Ключевыми событиями этого года, повлиявшими на рынки, были рекордно высокая инфляция, рост ставок ФРС, война в Украине.
Самым эффективным ETF 2022 г., если отфильтровать продукты с кредитным плечом (leveraged) и обратные (inverse) продукты, стал iShares MSCI Turkey Investable Market (TUR) c активами $424,2 млн. принесший выросший на 100% по 29 декабря.
Турецкая лира резко упала в течение года, а инфляция подскочила до 80%. Однако именно это способствовало выдающимся результатам фондового рынка, поскольку внутренние инвесторы вкладывали активы, чтобы застраховаться от стремительного роста цен.
Несмотря на огромную прибыль, иностранные инвесторы не клюют на удочку, и с начала года фонд получил отток в размере $82,8 млн. Действительно, в недавней статье Bloomberg отмечается, что иностранное владение турецкими акциями достигло рекордно низкого уровня.
Второе место после TUR занимает Simplify Interest Rate Hedge ETF (PFIX) с активами $375,9 млн, который был запущен в мае 2021 г. Фонд предназначен для обеспечения хеджирования от резкого повышения процентных ставок, что он и делает, владея ценными бумагами Казначейства США. Казначейские ценные бумаги с защитой от инфляции в сочетании с опционами на процентные ставки. В этом году PFIX вырос на 89,24%, и, в отличие от TUR, он получил приток в размере $123,3 млн.
Энергетикапокорила рынок
Начиная с индекса PFIX и ниже, лучшие показатели связаны с энергетическим сектором. VanEck Vectors Oil Services ETF (OIH) стоимостью $2,6 млрд занял 3-е место с прибылью 63,32%, за ним следует фонд iShares U.S. Oil Equipment & Services (IEZ) стоимостью $327 млн. с доходностью 63,15%. Оба фонда инвестируют в нефтесервисные компании.
Согласно данным Бюро трудовой статистики, по состоянию на ноябрь расходы на энергоносители для американцев выросли в среднем на 13% в годовом исчислении.
Нефтегазовые ETF доминировали не только в десятке, но и двадцатке лидеров роста рынка. Исключением в расширенном списке стал iPath Dow Jones-UBS Nickel Total Return Sub-Index ETN (JJN) с активами $43,7 млн. который занял 15 место с ростом 46,44%. ETN, который отслеживает цену фьючерсов на никель, в начале марта испытал резкий скачок, а затем упал почти так же резко, но в последнем квартале он довольно стабильно рос. Спрос на никель увеличился в основном из-за его использования в батареях для электромобилей, и ожидается, что этот спрос продолжит расти в течение следующих нескольких лет.
Лидеры падения
Девять из десяти лидеров падения рынка ETF это фонды, связанные с криптоиндустрией. Единственное исключение — ETF, инвестирующий в акции сектора каннабиса.