Война, ценовые ограничения, сокращение добычи ОПЕК — этот год был сложным для нефтяных инвесторов. Между тем, даже после всего, что произошло в 2022 г, цены на нефть ниже, чем в начале года.
При цене $73 за баррель нефть марки West Texas Intermediate примерно на 3% ниже, чем в начале года, когда она составляла $75,21. Другой основной нефтяной ориентир, Brent, также снизился — на 0,6%.
Очевидным вывод — непредсказуемость товарных рынков. Тем не менее, еще один ключевой момент вырисовывается для инвесторов нефтяных ETF: вы можете зарабатывать деньги на них, даже если цена базового товара идет против вас.
Несмотря на падение WTI в этом году на 3%,United States Oil Fund (USO), который держит нефтяные фьючерсы на WTI, прибавил 18%. Точно так же United States Brent Oil Fund (BNO) вырос на 22%.
Причина опережающей доходности нефтяных ETF заключается в форме кривой фьючерсов на нефть. Опасения перебоев с поставками нефти из-за российско-украинской войны подтолкнули кривую нефтяных фьючерсов к так называемой бэквордации, когда цены на нефть в ближайшем месяце ниже, чем цены на нефть в более позднем месяце.
Это хорошо, потому что позволяет нефтяным ETF переносить свои позиции с более дорогих фьючерсных контрактов на нефть на более дешевые фьючерсные контракты.
Поскольку опасения по поводу перебоев с поставками в последние месяцы ослабли, кривая фьючерсов на WTI сместилась в сторону, противоположную бэквордации: контанго. Оно наступает когда контракты на ближайший месяц оцениваются ниже, чем контракты на более поздний месяц, в то время как Brent придерживается скромной бэквордации.
Контанго имеет эффект, противоположный бэквордации на фьючерсные ETF — он снижает доходность, поскольку контракты с более низкой ценой обмениваются на контракты с более высокой ценой.
Величина контанго и бэквордации также имеет значение для доходности. Чем круче бэквордация, тем лучше для доходности, а чем круче контанго, тем хуже для доходности.
Устойчивые российские поставки
Хотя цены на нефть в настоящее время немного снизились по сравнению с прошлым годом, эти потери не соответствуют годовой волатильности.
На самых высоких уровнях 2022 г. в марте и июне и WTI, и Brent выросли почти на 60%. С тех пор они упали на 40% по сравнению с этими уровнями, сведя на нет все достижения.
Первоначальный всплеск был вызван февральским вторжением России в Украину, что вызвало опасения по поводу поставок, учитывая, что Россия является вторым по величине экспортером нефти в мире.
По сравнению с прежними опасениями, российские запасы нефти оказались устойчивыми. В то время как российский экспорт в США, Европу, Японию и Корею сократился до минимума из-за санкций, а жаждущие потребители в Китае, Индии и Турции активно покупали российскую нефть.
Результатом стало небольшое чистое сокращение поставок российской нефти в этом году. В то же время, по данным Международного энергетического агентства (IEA), поставки нефти из других стран выросли в 2022 г. на 4,6 млн баррелей в сутки, что намного превышает рост спроса на 2,1 млн баррелей в сутки.
Рост спроса на нефть сдерживается карантинными мерами и замедлением экономического роста в Китае, втором по величине потребителе нефти в мире.
Слабость экономики в Европе и других частях мира также подорвала спрос, в то время как истощение чрезвычайных запасов нефти в США и других странах-членах МЭА еще больше увеличило предложение на рынке.
Заглядывая вперед
Хотя странно смотреть на цены на нефть сегодня и видеть, что они упали с того уровня, с которого они начали год, это всего лишь момент времени.
На протяжении большей части 2022 г. потребители сталкивались с заоблачными ценами, особенно на конечные продукты, которые они используют. Цены на бензин и дизельное топливо в этом году ненадолго достигли рекордного уровня, хотя цены на нефть оставались ниже рекордного уровня, установленного в 2008 г.
Нехватка перерабатывающих мощностей подтолкнула цены на эти нефтепродукты к рекордно высоким надбавкам по сравнению с самой нефтью. Сегодня цены на бензин вернулись к уровню начала года, но дизельное топливо по-прежнему держится на уровне 40%, отражая нехватку перерабатывающих мощностей.
Между прочим, United States Gasoline (UGA) вырос на 24% с начала год.
Итак, что может принести следующий год?
Если мы чему-то и научились за этот год, так это тому, что прогнозировать цены на энергоносители глупо, потому что, скорее всего, вы ошибетесь.
Но можно с уверенностью сказать, что если в 2023 г. мы действительно получим глобальную экономическую рецессию, то цены на нефть, вероятно, упадут еще больше.
С другой стороны, если экономические перспективы улучшатся, спрос может возрасти, а цены могут вырасти.
Это не обязательно означает, что мы увидим скачок цен на заправке. Точно так же, как цены на дизельное топливо резко превзошли нефть в этом году, если в следующем году появится больше перерабатывающих мощностей, мы можем увидеть обратное.
К счастью, на этом фронте есть хорошие новости. По данным МЭА, к концу 2023 г. будут введены в эксплуатацию три крупных нефтеперерабатывающих проекта в Кувейте, Нигерии и Мексике, что может значительно увеличить перерабатывающие мощности, пишет etf.com.
Ссылки по теме:
Цены на нефть практически не заметили сокращение добычи ОПЕК